Аннотация к рабочей программе во 2-й младшей группе (3-4 года)

Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

Принципы:

  1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
  2. индивидуализация дошкольного образования;
  3. сотрудничество детей и взрослых, ребенок — субъект образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. продуктивное сотрудничество МАДОУ с семьёй;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. возрастная адекватность дошкольного образования.

Формы реализации:

  • беседы;
  • наблюдения;
  • игровые занятия;
    экскурсии;
  • проблемно-игровые ситуации;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;
  • иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства и т. д.

Условия реализации:

  • специальным образом, созданная предметно-пространственная среда в группе, организованная в виде разграниченных зон (центров), оснащенная развивающими материалами;
  • организация образовательного процесса предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности по 15 минут;
  • совместную деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • конструктивное взаимодействие с семьей.

«Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность)

Цели:

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

  1. Приобщение к искусству.
  2. Изобразительная деятельность.
  3. Конструктивно-модельная деятельность.
  4. Музыкально-художественная деятельность.

Задачи:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Прогнозируемые результаты:

Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки. Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

«Художественно-эстетическое развитие»(Конструктивно-модельная деятельность)

Цели:

Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования по возрастным группам.
  2. Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
  3. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.
  4. Обучить детей приемам конструирования по схемам, моделям.
  5. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности.

Планируемые результаты:

  • ребенок умеет сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д.;
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д.;

Обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы;
  • сравнивать их между собой и расчленять на части;
  • видеть в них общее и различное;
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

«Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений)

Цель программы:

Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, пространстве и времени.

Задачи:

Количество

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти-все красные, эти-все большие и т. д.).
Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Величина

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий-узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине.

Форма

Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади), справа-слева; различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Планируемые результаты:

  • Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).
  • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
  • Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
  • Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром)

Основные цели и задачи:

  • Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
  • Расширять представления о диких животных.
  • Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.
  • Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
  • Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года.
  • Знакомить с правилами поведения в природе.
  • Знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, город, магазин, поликлиника.
  • Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней.
  • Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода.
  • Расширять представления детей о свойствах материала.
  • Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.

Планируемые результаты:

  • ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал);
  • ориентируется в помещениях детского сада;
  • называет свой город;
  • знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей;
  • выделяет наиболее характерные изменения в природе;
  • проявляет бережное отношение к природе.

«Речевое развитие»

Цели:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие связной речи – диалогической формы; формирование словаря.
Воспитание интереса и любви к чтению, желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задачи:

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть…“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: Стыдно драться! Ты уже большой»).
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет-скамеечка, шуба-пальто-дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Планируемые результаты:

  1. Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
  2. Проявляет инициативу в общении с взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.
  3. Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».
  4. Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно с взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого охотно читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3-4 предложений.
  5. Правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.
  6. Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

«Физическое развитие»

Цель:

  • Способствовать развитию у детей основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазание.
  • Формировать представления о ценностиздоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Задачи:

  • развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях;
  • упражнять детей в ходьбе и беге, прыжках на двух ногах;
  • развивать умение действовать по сигналу воспитателя, развивать координацию движений и ловкость при прокатывании мяча между предметами, упражнять в ползании.

Планируемые результаты:

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Ребенок владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

 


×